Войти Зарегистрироваться
Авторизация на сайте

Ваш логин:

Ваш пароль:

Забыли пароль?

Навигация
Реклама
Архив новостей
Реклама
Календарь событий

Рязанцы смогут пожаловаться финансовому омбудсмену на нарушение своих прав

Опубликовано: 25.10.2018

Управляющий Отделением Рязань ГУ Банка России по ЦФО Сергей Кузнецов рассказал, для чего нужен финансовый омбудсмен, как он будет работать и как это отразится на финансовой ситуации в регионе.

– Сергей Викторович, в следующем году в России появится финансовый омбудсмен. Для чего вводится этот институт? Как он будет работать?

Ни Роспотребнадзор, ни Банк России не могут вмешиваться в коммерческую деятельность субъектов финансового рынка. Мы выполняем надзорную функцию, наша задача – контролировать, соблюдают ли финансовые организации законодательство. Но количество жалоб в отношении финансовых организаций каждый год растет. Если говорить в целом по стране, то в 2017 году Банк России получил 260 тысяч жалоб. Это на  20 процентов больше, чем годом ранее. По данным судебного департамента Верховного суда, в прошлом году в суды поступило более 390 тысяч исков по ОСАГО.

Опыт многих стран показывает, что споры по небольшим суммам вполне могут быть решены в досудебном порядке. Для того чтобы сэкономить средства и время потребителя,  в нашей стране был введен институт уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, или финансового омбудсмена. Это правозащитник, помогающий гражданам в решении спорных финансовых вопросов.

Финомбудсмен будет оперативно и бесплатно для граждан урегулировать в досудебном порядке споры с финансовыми организациями. Срок рассмотрения обращений составит 15 рабочих дней (возможна приостановка до 10 рабочих дней для проведения экспертиз). Рассматривать дела уполномоченный будет в том случае, если размер требований потребителя не превысит 500 тысяч рублей, а также все споры по ОСАГО. Рынком ценных бумаг уполномоченный заниматься не будет. Также вне его компетенции будут  дела, по которым ведется процедура медиации или по которым уже принято решение суда. Главная задача – создать такие условия, чтобы претензия потребителя быстро была удовлетворена, а значит и права восстановлены.

– Кто будет обязан сотрудничать с финомбудсменом?

Это очень продуманный закон, и в силу он будет вступать поэтапно. С 2019 года с финомбудсменом начнут работать страховые организации. В 2020 году к ним должны будут присоединиться микрофинансовые организации, а в 2021 году – банки, КПК, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды. Реестр финансовых организаций, обязанных взаимодействовать с финансовым уполномоченным, будет вести Банк России. Но уже с декабря можно будет присоединиться к досудебному урегулированию споров в добровольном порядке. Думаю, те, кто это сделает, будет иметь репутационное преимущество перед конкурентами.

В случае добровольного и своевременного исполнения решения уполномоченного финансовые организации освобождаются от штрафов, предусмотренных законом “О защите прав потребителей”.

– Как Банк России будет с ним взаимодействовать?

Во-первых, назначать финансового уполномоченного будет Совет директоров Банка России: Председатель Центробанка будет предлагать президенту кандидатуру, а в случае её одобрения совет директоров её утвердит. Деятельность уполномоченного будет очень прозрачной. Также Банк России планирует публиковать информацию о предыдущих спорах финансовых организаций с потребителями через финансового омбудсмена, в том числе об исполнении его решений.

Во-вторых, первый год существования института он будет финансироваться Банком России. И затем регулятор будет держать руку на пульсе, чтобы  в случае нехватки средств дофинансировать.

– Если бюджетное финансирование не предусмотрено, то какие же средства будут направлены на эти цели после того, как Банк России снимет финансирование?

Основным источником средств будут взносы финансовых организаций, размер которых будут зависеть от числа проигранных споров. Итоговую формулу расчета определит Совет службы (формула будет публичной). Второй потенциальный источник — плата за обращение к финомбудсмену со стороны тех, кому клиенты финансовых организаций уступили свои права требования (профессиональные посредники). Ведь бесплатны услуги лишь для физических лиц, институт создавался для их защиты, а не для того, чтобы кто-то зарабатывал на этом. Благодаря этой мере должно уменьшиться число недобросовестных посредников. 

– На что чаще всего жалуются граждане в Банк России?

За I квартал 2018 года жители Рязанской области 375 раз пожаловались в Банк России. Чаще всего обращения касались обязательного страхования автогражданской ответственности (38,93% от общего числа). При этом по сравнению с IV кварталом 2017 года жалоб на ОСАГО стало меньше на 12%. На первом месте по-прежнему жалобы на неверное применение коэффициента бонус-малус (КБМ), но их число сократилось: 56 обращений против 90 за октябрь-декабрь. Меньше стало обращений по отказам в оформлении полиса (на 37,5%) и урегулированию убытков (на 98,8%).

Структура жалоб в целом также изменилась. Значительно меньше вопросов, чем в IV квартале 2017 года, у рязанцев по карте «Мир» (4 жалобы против 20 кварталом ранее), а также по действиям микрофинансовых организаций при возврате задолженности (12 жалоб против 17 в октябре-декабре). 

Многих жалоб удалось бы избежать, если бы человек внимательно изучил договор до подписания.  Поэтому важно, чтобы потребители тоже приложили немного усилий к защите своих прав, получив достоверную информацию из надежных источников и научившись ее применять.

rss