Войти Зарегистрироваться
Авторизация на сайте

Ваш логин:

Ваш пароль:

Забыли пароль?

Навигация
Реклама
Архив новостей
Реклама
Календарь событий

Модернизация госпредпритиятий убивает частных производителей окон

Опубликовано: 20.10.2018

22 Mar 2014 г.

В 2008 году доля государственных компаний на рынке пластиковых окон составляла всего 5%. В 2014 этот показатель достиг 40%. Как показывает реальная ситуация причина отнюдь не в отменном качестве продукции госпредприятий.

"Ежедневник" вместе с Николаем Стешицем из Ассоциации производителей окон, заместителем директора ИООО "Винктех-Трейд", попытался разобраться в ситуации.

Модернизация по-белорусски.

В то время, когда рынок пластиковых окон был заполнен, давал необходимый объем продукции и не нуждался в увеличении производственных мощностей, полным ходом шла модернизация госпредприятий этой сферы. С помощью указа № 449 от 4 августа 2006 "О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли" с частного рынка собрали деньги с целью улучшения мощностей госпредприятий. Без видимых на то причин было потрачено огромное количество валюты, закуплено оборудование, открыты дополнительные предприятия с государственной долей собственности по созданию пластиковых окон.

За считанные годы модернизация привела к тому, что уже в 2009 году рынок был переполнен, профицит продукции приблизился к планке в 35 процентов. У госпредприятий, выпускающих окна, возник ожидаемый вопрос: как и куда сбывать продукцию с неконкурентной ценой на рынке, заполненном выгодными предложениями? В законодательстве нашлись лазейки, и вопрос был решен.

Лазейки для госпредприятий

В марте 2012 года вышло Постановление Совета Министров № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». В декабре 2013 Президент подписал указ № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».

Данные постановления фактически освободили государственные предприятия от проведения тендеров на поставку окон на собственные объекты.

Вроде бы все выглядит нормально. Даже было бы странно, чтоб организация, которая нуждается в окнах для своих стройобъектов и которая сама их производит, делала заказ у конкурента, наращивая собственные складские запасы. Однако в реальности ситуация выглядит как минимум странно – компании выбирают экономически нецелесообразные предложения.

На практике это выглядит следующим образом: представьте себе ситуацию, при которой стройтрест получает от государства задание на возведение, скажем, социального жилья. Организация, которая получает задание на строительство, имея возможность не участвовать в тендерах, закупает у самой же себя самые дорогие окна, притом, что конкуренты готовы предложить варианты лучше и дешевле.

Иногда госкомпании даже умудряются продавать самим себе в рамках реализации госпрограмм такие окна, цена которых в два раза превышает рыночную. 

Окна из более дорогих материалов позволяют предприятиям заработать больше – поскольку процент рентабельности фиксированный (около 15%), то чем больше стоимость окна, тем большую прибыль извлекает организация. Никакие нормативы и указы не отрегулировали данный вопрос, поэтому окна от госпредприятия могут быть дороже, чем аналогичный продукт от частного производителя.

К чему это привело

"Частники" остаются с минимальным количеством заказов и теряют рынок, но не потому, что работают недостаточно эффективно, а вследствие того, что отсутствует здоровая конкуренция. Имеется прослойка организаций, которые могут реализовывать окна любого качества и любой цены.

Несмотря на вклад в развитие собственного производства, частные предприятия потеряли долю рынка, к которой до проведения модернизации имели свободный доступ. Из-за снижения количества заказов и, соответственно, финансирования они уже не могут развиваться теми же стремительными темпами. А тресты, которые и без тендеров имеют заказы, часто и не идут на улучшение производства – им это не нужно, поскольку указы обеспечивают им клиентуру.

Государство собрало деньги с «частников», чтобы создать им слабого конкурента. Тем не менее, за короткие шесть лет государственные компании вытиснули треть рынка пластиковых окон и увеличили свою долю в 8 раз – в силу послаблений белорусского законодательства.

Что будет дальше

Сложившаяся ситуация может привести к увеличению себестоимости и ухудшению качества продукции, когда при отсутствии конкуренции у производителя отпадает необходимость производить товар лучшего качества. Также возможно, что тресты не смогут справляться с объемами работ, после того, как частники разорятся.

Пластиковые окна не требуют сложных технологий, это сможет освоить любой трест. Но производство «простых» пластиковых окон мелкими организациями – это, как правило, стартовая площадка для дальнейшего развития, перехода в крупные предприятия, которые смогут производить больше, качественнее и дешевле. Но как развиваться при отсутствии честной конкуренции?

Ежедневник, Кристина Сухаревич

rss