Войти Зарегистрироваться
Авторизация на сайте

Ваш логин:

Ваш пароль:

Забыли пароль?

Навигация
Реклама
Архив новостей
Реклама
Календарь событий

Фейсом об рельсу — Блог Артема Краснова

Опубликовано: 28.09.2018

В прошлый четверг Мария выезжала на своем ВАЗ-2115 из города в сторону Екатеринбурга, когда на развязке около «китайского» рынка автомобиль влетел в полосу гравия, заскользил и был выброшен на рельс безопасности. Момент аварии и ее последствия запечатлел регистратор. Откуда на проезжей части гравий и кто ответит за происшествие?

Инцидент произошел днем в сухую погоду. Появление на дороге гравия стало для Марии полной неожиданностью.

— Если бы это была мелкая фракция, может быть, удалось бы избежать аварии, но здесь оказался крупный гравий, поэтому машина сразу потеряла управления, возможно, было пробито колесо, — вспоминает Мария. — Машину бросило на рельс, я получила множественные гематомы, а ущерб автомобилю оценен примерно в 50 тысяч рублей: вся «морда» разворочена, правая дверь не открывается, погнуты оба лонжерона…

Гравия дороге было много, и проезжающие автомобили изрядно потряхивало. Помимо риска вылететь с дороги, гравий может стрелять из-под колес, повреждая стекла и кузова .

— Место не было огорожено, — продолжает Мария. — Скоро появился уборщик, который сказал, что его прислали почистить дорогу, потому что с грузовика дорожных служб высыпался гравий. Я уже пыталась связаться с компанией «ЮжУралМост», которая отвечает за данный участок дороги: общаться устно они отказались и потребовали письменную жалобу, которую я оформила.

Я также направил запрос в компанию «ЮжУралМост», но ответа пока не получил.

Как правильно оформить инцидент

Есть ли шанс привлечь виновных к ответственности? Есть. Мария повела себя грамотно, вызвав на место инцидента сотрудников полиции и убедившись, что они составили акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дороги.

В акте сотрудники конкретизировали дефект фразой «рассыпан гравий на проезжей части». Оформление такого документа крайне важно: без него высока вероятность остаться крайним.

Инспекторы ДПС не вменили Марии нарушение какого-либо пункта ПДД, но при оформлении инцидента в отделении сотрудник вписал своей рукой фразу о нарушении пресловутого пункта 10.1 ПДД.

— Я сразу возмутилась, потому что инспекторы, которые были на месте аварии, нарушений с моей стороны не увидели, зато кабинетный сотрудник сразу же попытался возложить вину на меня, — сетует Мария.

Подписывать документ она отказалась.

Схема ДТП: основной документ при расследовании инцидента

Кстати, пункт 10.1 ПДД в подобных авариях эксплуатируется нещадно и является самым популярным доводом в пользу виновности водителя. Этот пункт относится к разделу «Скорость движения» и требует от водителей выбирать скорость, которая соответствует условиям видимости, состоянию дорожного полотна и другим факторам, а в случае появления опасности, которую водитель способен обнаружить, снижать скорость вплоть до полной остановки. Обратите внимание, что пункт 10.1 не касается лимитов скорости: привлечь к ответственности могут, даже когда вы ехали 40 км/час в зоне ограничения 60 км/час, если, по мнению экспертов, скорость в 40 км/час не соответствовала дорожным условиям.

Но ведь это тонкий момент: иногда автомобилисты действительно едут в недакватной манере, не оставляя себе шансов избежать дорожной ловушки. В других случаях ловушка настолько незаметна, и даже аккуратный водитель не имеет шанса вовремя снизить скорость. Как решается этот вопрос?

— Если водителя пытаются обвинить в нарушении пункта 10.1 ПДД, а он не согласен — нужно обращаться в суд, — советует юрист группы «Форлекс» Николай Попов. — Судья рассмотрит аргументы сторон, а если для вынесения вердикта недостаточно данных, может быть назначена автотехническая экспертиза, которая установит, имел ли водитель техническую возможность избежать аварии. Важно учесть, что по статье 1064 Гражданского кодекса доказать свою невиновность должен причинитель вреда, в данном случае, владелец грузовика или компания, на которую он работал.

То есть сначала они должны обосновать, что автомобилистка имела возможность остановиться, но пренебрегла ей. Правда, всё это в теории: на практике пункт 10.1 ПДД часто работает «по умолчанию» без веских доводов в пользу того, что водитель ехал в неадекватной манере.

Кто крайний

Возникает сразу два вопроса: отвечают ли за подобные инциденты дорожные службы и с кого требовать материальную компенсацию?

— Что касается ответственности дорожных служб, то тут зависит от времени, которое прошло с момента рассыпания груза до аварии, — объясняет Николай Попов. — Если это, условно, 20 минут — вины дорожных служб, вероятно, нет: они просто не успели. Но если есть свидетельства, что они имели возможность обезопасить место инцидента и ликвидировать проблему, можно обвинить их в ненадлежащем исполнении обязанностей.

Крупные дорожные изъяны нужно обозначать

Например, статья 12.34 КоАП предусматривает штраф 20-30 тысяч рублей для должностных лиц и 200-300 тысяч для юридических, а в случае инцидента с легким или среднем вредом для здоровья — штраф до 500 тысяч рублей. Если в результате происшествия погиб человек, в дело вступает статья 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности».

Если вина дорожных служб в данном инциденте пока не очевидна, то куда больше факторов в пользу виновности водителя самосвала, допустившего рассыпание гравия. Пункт 23.2 ПДД требует контролировать размещение и крепление груза во избежании его падения. Водители легковушек этот пункт нарушают нечасто, а для грузовиков он весьма актуален. И, кстати, инциденты, связанные с падение груза, в большинстве случае интерпретируются, как дорожно-транспортные происшествия.

— Это и есть дорожно-транспортное происшествие, за оставление места которого водителю грузовика грозит лишение прав, — рассуждает Николай Попов. — И речь не только о вреде, который нанесен автомобилистке — это можно расценивать как отдельное событие. Но уже в момент падения гравия с грузовика возникает ущерб дорожному полотну, потому что гравий необходимо каким-то образом убирать и вывозить, а это сопряжено с денежными расходами.

Фото Александра Файрузова

По правилам, водитель самосвала должен был остановиться, обозначить место происшествия знаком аварийной остановки, а затем уведомить полицию. Если же грузовик действительно принадлежит дорожным службам, его водитель тем более должен был принять меры: наверняка он имел возможность вызвать коллег со знаком «Объезд препятствия», который используется для обозначения локальных проблем на дороге.

— Если грузовик принадлежит юридическому лицу или работает с таковым по договору, ответственность за происшествие лежит на этом юрлице, — продолжает Николай Попов. — Часть ущерба покроет ОСАГО, а разницу должна возместить организация. Если установить водителя не удастся, стоит подать иск в адрес организации, отвечающий за содержание дороги: тогда в ее интересах будет установить истинного виновника.

Алгоритм действия

1. Вызывайте на место сотрудников ГИБДД, даже если по телефону вам предложат оформлять его самостоятельно

2. Требуйте оформления акта ненадлежащего состояния дороги. Фотографируйте место происшествия и дорожные изъяны, которые его повлекли.

3. Не соглашайтесь с нарушением пункта 10.1 ПДД: если в документах появляется подобная запись, приводите свои контраргументы. Направляйте жалобу начальнику подразделения ГИБДД или в суд. Обоснованный вывод о нарушении пункта 10.1 ПДД, как правило, возможен только после автотехнической экспертизы.

4. При установлении виновника происшествия взыскивать ущерб нужно с водителя (если это частник) или организации, на которую он работал — ему могут вменить нарушение требований надежно закрепить груз и побег с места инцидента. Если установить виновника не удается, имеет смысл подать в суд на организацию, которая отвечает за данный участок дороги.

В июне 2018 года на улице Братьев Кашириных разбился байкер, предположительно, попав в провал дорожного полотна — инцидентом заинтересовались следователи и виновникам грозит уголовная ответственность .

Похожее

rss